Печать
Категория: Методичка
Просмотров: 1105

План выставок и занятий по музейной педагогике

 

 

Сентябрь 2013

Хохлома

Посещение мини-музея, беседа о хохломском промысле, знакомство с новыми элементами рисования ("чаша", "капельки", "спираль").

 

Октябрь 2013

Матрешка

Занятия по развитию речи, знакомство с русской матрешкой, как одним из старинных промыслов.

 

Ноябрь 2013

Дымково

Оформление уголка дымковской игрушки, знакомство с орнаментом, росписью плоскостных фигур.

 

Декабрь 2013

Гжель

Познакомить с гжельской посудой, на занятии по рисованию с орнаментом, росписью плоскостных фигур.

 

Январь 2014

Три девицы под окном...

Выставка рукоделия, знакомство с домотканными коврами, вышивкой, кружевами, вязанием.

 

Февраль 2014

Русская изба от печки до крыши.

Посещение мини-музея, знакомство с макетами русской избы, предметами, утварью деревенского обихода.

 

Март 2014

Мир живой природы

Знакомство детей с русским народным песенным творчеством. ("В гостях у бабушки Оли").

 

Апрель 2014

История вещей (утюг)

Выставка "Жизнь утюга". Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Электроприборы, жизнь утюга".

 

Май 2014

Русский быт

Посещение мини-музея. "Путешествие в прошлое одежды" (познакомить с одеждой прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды).

 

 

 

 

Конспект интегрированного занятия в старше-подготовительной группе.

Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.

Электроприборы. Жизнь утюга.

 

Цель: закрепить знания по теме "Электроприборы", познакомить с историей утюга, уточнить знания о составе слов, о согласных звуках, обогатитьсловарь, закрепить знания техники безопасности.

 

Предварительная работа: собирается коллекция утюгов.

 

Материал раздаточный: схемы слов, карточки с изображением электроприборов.

 

Ход занятия

 

Этюд "Улыбка"

Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям.

 

Воспитатель вместе с детьми уточняют текущее время года, месяц, день недели.

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами, побеседуем по теме "Электроприборы", а потом вас ждет одна увлекательная история..., но это позже, а сейчас мы поиграем.

 

Игра "Угадай и назови"

(дети отгадывают загадки, называют звук с которого начинается слово-ответ, делят это слово на слоги).

- На что делятся слова?

- Какими бывают звуки?

 

Дом, стеклянный пузырек,

а живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется. (электрическая лампочка)

 

По тропинкам я бегу,

без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет.

Не зажжется в доме свет.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это...(электричество)

 

И зимой, и летом

Холод в нем и лед.

Рыбу, суп, котлеты

Он нам сбережет. (холодильник)

 

Он сосет и пыль, и сор

Чистит кресла и ковер.

В доме мусор соберет

И ни разу не чихнет. (пылесос)

 

Соберет рубашки, майки,

И скажу ей: "Постирай-ка!"

В барабане покрути.

Белье чистым возврати! (стиральная машина)

 

Мокрые волосы после мытья.

Быстро сумею им высушить я. (фен)

 

Чудо ящик : в нем окно.

А в окошке том - кино. (телевизор)

 

Без языка живет,

Не ест и не пьет,

А говорит и поет. (магнитофон, радио)

 

-С какого звука начинается слово магнитофон?

-Сколько слогов в слове магнитофон?

-Составьте предложение со словом магнитофон и подберите к нему схему.  (карточки)

 

Сюрпризный момент

В гости пришли матрешки и просят помочь им постирать вещи.

Мы сестрички, две матрешки

 Надо нам белье стирать.

Помогите нам детишки

Наши вещи постирать.

 

Если б мало было платьев

И платочков, и штанов.

Мы бы сами постирали

Без детишек - молодцов.

 

Если детки нам помогут

Будем очень рады.

Мы расскажем им секрет

Вместо награды.

 

Дети "стирают" и исполняют песню.

 

Воспитатель: Вежливые, воспитанные люди должны поблагодарить помощников.

 

Матрешки: Спасибо, ребята, что помогли наши вещи, одежду постирать.

                  Сейчас нам надо ее погладить.

                   -А чем мы ее сможем погладить?

 

Воспитатель: Раскрою вам секрет. Мы с вами говорим, что мы гладим белье, а ведь гладят только кошку, а утюгом утюжат.

 

Матрешки вносят коллекцию утюгов. Воспитатель показывает современный утюг и спрашивает.

-Какие части утюга вы знаете? (ручка, корпус, носик, подошва, шнур, регулятор).

-Для чего нужны отверстия на подошве утюга? (для того, чтобы отпаривать вещи).

 

Воспитатель: В толковом словаре С. Ожегова сказано, что утюг-это нагревающийся металлический прибор для глажения. Может быть электрический, чугунный (нагревается на огне), духовой (греется изнутри горячими углями).

 

Давным-давно, когда еще не было вас, ваших бабушек, дедушек и прабабушек, ваших родителей, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в речке, они отжимали ее, встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить.

 

-Как отглаживали одежду? Может вы догадались?

 

Гладили одежду так: клали под что-нибудь тяжелое на какое-то время или наматывали на закругленную гладкую палку, а затем раскручивали ее. И так несколько раз.

А еще накручивали одежду на валик и проводили по нему ребристой доской - рубелем, сильно нажимая.

 

-Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда? (нет).

 

Матрешка: Конечно нет. На одежде много складок. Да и трудно было много раз наматывать и разматывать белье - уставали руки. Люди заметили, что одежду можно разгладить тяжелым предметом, к тому же горячим и придумали угольный утюг, который назвали духовым. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. А духовой он потому, что им приходилось размахивать или дуть в его отверстия, чтобы угольки разгорались и не давали утюгу остудиться.

 

-Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (нет)

 

Матрешка: Углями можно было обжечься, они быстро остывали  и нужно было подкладывать другие. Угольки могли упасть на одежду и прожечь ее. А то и пожар начнется. Такой утюг был не очень удобен и люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла. Ставили этот утюг на огонь, нагревали, а потом им гладили. Но этот утюг тоже был не удобен. (тяжелый, приходилось долго ждать пока он нагреется). Человек постоянно стремился как-то облегчить свой труд и придумал множество вещей-помощников. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Самые первые такие утюги сначала нагревали, затем отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор изменения температуры, чтобы можно было гладить разные ткани, не боясь их прожечь. А современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Вот до чего додумался человек!

 

Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что электрический ток зажигает свет, заставляет работать электроприборы, в т.ч. и утюг. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество всегда было другом и помощником, надо запомнить несколько правил.

 

а)Никогда не берись за эл. приборы мокрыми руками!

б)Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур - он может оборваться и оголить провод.

в)Не прикасайся к оголенным проводам.

г) Не прикасайся к горячему утюгу.

 

Вот вам ваши стиранные вещи, дорогие матрешки, а утюжить мы не сможем помочь вам. Запомните наши правила.

 

Матрешки уходят.

 

-Чем мы занимались на занятии?