План выставок и занятий по музейной педагогике
Сентябрь 2013
Хохлома
Посещение мини-музея, беседа о хохломском промысле, знакомство с новыми элементами рисования ("чаша", "капельки", "спираль").
Октябрь 2013
Матрешка
Занятия по развитию речи, знакомство с русской матрешкой, как одним из старинных промыслов.
Ноябрь 2013
Дымково
Оформление уголка дымковской игрушки, знакомство с орнаментом, росписью плоскостных фигур.
Декабрь 2013
Гжель
Познакомить с гжельской посудой, на занятии по рисованию с орнаментом, росписью плоскостных фигур.
Январь 2014
Три девицы под окном...
Выставка рукоделия, знакомство с домотканными коврами, вышивкой, кружевами, вязанием.
Февраль 2014
Русская изба от печки до крыши.
Посещение мини-музея, знакомство с макетами русской избы, предметами, утварью деревенского обихода.
Март 2014
Мир живой природы
Знакомство детей с русским народным песенным творчеством. ("В гостях у бабушки Оли").
Апрель 2014
История вещей (утюг)
Выставка "Жизнь утюга". Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром "Электроприборы, жизнь утюга".
Май 2014
Русский быт
Посещение мини-музея. "Путешествие в прошлое одежды" (познакомить с одеждой прошлого, вызвать интерес к процессу изменения и преобразования одежды).
Конспект интегрированного занятия в старше-подготовительной группе.
Занятие по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром.
Электроприборы. Жизнь утюга.
Цель: закрепить знания по теме "Электроприборы", познакомить с историей утюга, уточнить знания о составе слов, о согласных звуках, обогатитьсловарь, закрепить знания техники безопасности.
Предварительная работа: собирается коллекция утюгов.
Материал раздаточный: схемы слов, карточки с изображением электроприборов.
Ход занятия
Этюд "Улыбка"
Дети улыбаются друг другу, воспитателю, гостям.
Воспитатель вместе с детьми уточняют текущее время года, месяц, день недели.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами, побеседуем по теме "Электроприборы", а потом вас ждет одна увлекательная история..., но это позже, а сейчас мы поиграем.
Игра "Угадай и назови"
(дети отгадывают загадки, называют звук с которого начинается слово-ответ, делят это слово на слоги).
- На что делятся слова?
- Какими бывают звуки?
Дом, стеклянный пузырек,
а живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется
Ярким пламенем зажжется. (электрическая лампочка)
По тропинкам я бегу,
без тропинки не могу.
Где меня, ребята, нет.
Не зажжется в доме свет.
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это...(электричество)
И зимой, и летом
Холод в нем и лед.
Рыбу, суп, котлеты
Он нам сбережет. (холодильник)
Он сосет и пыль, и сор
Чистит кресла и ковер.
В доме мусор соберет
И ни разу не чихнет. (пылесос)
Соберет рубашки, майки,
И скажу ей: "Постирай-ка!"
В барабане покрути.
Белье чистым возврати! (стиральная машина)
Мокрые волосы после мытья.
Быстро сумею им высушить я. (фен)
Чудо ящик : в нем окно.
А в окошке том - кино. (телевизор)
Без языка живет,
Не ест и не пьет,
А говорит и поет. (магнитофон, радио)
-С какого звука начинается слово магнитофон?
-Сколько слогов в слове магнитофон?
-Составьте предложение со словом магнитофон и подберите к нему схему. (карточки)
Сюрпризный момент
В гости пришли матрешки и просят помочь им постирать вещи.
Мы сестрички, две матрешки
Надо нам белье стирать.
Помогите нам детишки
Наши вещи постирать.
Если б мало было платьев
И платочков, и штанов.
Мы бы сами постирали
Без детишек - молодцов.
Если детки нам помогут
Будем очень рады.
Мы расскажем им секрет
Вместо награды.
Дети "стирают" и исполняют песню.
Воспитатель: Вежливые, воспитанные люди должны поблагодарить помощников.
Матрешки: Спасибо, ребята, что помогли наши вещи, одежду постирать.
Сейчас нам надо ее погладить.
-А чем мы ее сможем погладить?
Воспитатель: Раскрою вам секрет. Мы с вами говорим, что мы гладим белье, а ведь гладят только кошку, а утюгом утюжат.
Матрешки вносят коллекцию утюгов. Воспитатель показывает современный утюг и спрашивает.
-Какие части утюга вы знаете? (ручка, корпус, носик, подошва, шнур, регулятор).
-Для чего нужны отверстия на подошве утюга? (для того, чтобы отпаривать вещи).
Воспитатель: В толковом словаре С. Ожегова сказано, что утюг-это нагревающийся металлический прибор для глажения. Может быть электрический, чугунный (нагревается на огне), духовой (греется изнутри горячими углями).
Давным-давно, когда еще не было вас, ваших бабушек, дедушек и прабабушек, ваших родителей, а тем более не было утюгов, люди не ходили в мятой одежде. Постирав свою одежду в речке, они отжимали ее, встряхивали, чтобы она чуть-чуть разгладилась, потом сушили, но старались не пересушить, чтобы легче было ее отгладить.
-Как отглаживали одежду? Может вы догадались?
Гладили одежду так: клали под что-нибудь тяжелое на какое-то время или наматывали на закругленную гладкую палку, а затем раскручивали ее. И так несколько раз.
А еще накручивали одежду на валик и проводили по нему ребристой доской - рубелем, сильно нажимая.
-Как вы думаете, хорошо разглаживалась одежда? (нет).
Матрешка: Конечно нет. На одежде много складок. Да и трудно было много раз наматывать и разматывать белье - уставали руки. Люди заметили, что одежду можно разгладить тяжелым предметом, к тому же горячим и придумали угольный утюг, который назвали духовым. Это была железная коробка с заостренным носиком и крышкой, которая открывалась и закрывалась. В коробку накладывали горячие угольки. Через какое-то время угольки нагревали утюг, и им гладили одежду и другие вещи. А духовой он потому, что им приходилось размахивать или дуть в его отверстия, чтобы угольки разгорались и не давали утюгу остудиться.
-Как вы думаете, удобен ли такой утюг? (нет)
Матрешка: Углями можно было обжечься, они быстро остывали и нужно было подкладывать другие. Угольки могли упасть на одежду и прожечь ее. А то и пожар начнется. Такой утюг был не очень удобен и люди придумали другой. Его сделали из тяжелого металла. Ставили этот утюг на огонь, нагревали, а потом им гладили. Но этот утюг тоже был не удобен. (тяжелый, приходилось долго ждать пока он нагреется). Человек постоянно стремился как-то облегчить свой труд и придумал множество вещей-помощников. Когда появилось электричество, люди догадались, что утюг можно нагревать электрическим током. Самые первые такие утюги сначала нагревали, затем отключали и только после этого гладили. Затем люди придумали регулятор изменения температуры, чтобы можно было гладить разные ткани, не боясь их прожечь. А современным утюгом можно даже отпаривать вещи. Вот до чего додумался человек!
Воспитатель: Ребята, вы уже знаете, что электрический ток зажигает свет, заставляет работать электроприборы, в т.ч. и утюг. Но очень важно уметь пользоваться этой силой. Чтобы электричество всегда было другом и помощником, надо запомнить несколько правил.
а)Никогда не берись за эл. приборы мокрыми руками!
б)Не вынимай вилку из розетки, дергая за шнур - он может оборваться и оголить провод.
в)Не прикасайся к оголенным проводам.
г) Не прикасайся к горячему утюгу.
Вот вам ваши стиранные вещи, дорогие матрешки, а утюжить мы не сможем помочь вам. Запомните наши правила.
Матрешки уходят.
-Чем мы занимались на занятии?